При обучении дисциплинам в транспортных ВУЗах, как правило, предусмотрено проведение ряда практических и лабораторных занятий. Выполнение студентами практических и лабораторных занятий является организационной частью учебного процесса. Основной целью практических и лабораторных занятий (работ) является расширение, углубление и укрепление теоретических знаний, а также освоение наиболее сложных навыков при ремонте локомотивов или практических навыков при выполнении стандартных технологических процессов. В этих целях в институте был создан учебный полигон.
На полигоне проводятся учебные и лабораторные занятия по дисциплинам, изучаемым на таких кафедрах, как «Локомотивы и локомотивное хозяйство», «Электротранспорт и высокоскоростной электроподвижной состав», «Вагоны и вагонное хозяйство», «Транспортная логистика и сервис», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Электроснабжение железных дорог», «Мосты и тоннели», а также «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
Такие приспособления, имеющиеся на полигоне, как стрелочные переводы, вагон и колесные пары служат для раскрытия практических тем, а также для лучшего усвоения студентами пройденных тем.
На полигоне имеются:
- колесно-моторные блоки электровозов макеты тележек подвижного состава для изучения узлов различных конструкций электровозов и выполнения лабораторных и практических работ по дисциплинам «Строение механической части электротранспорта и основы динамики», «Эксплуатация и ремонт электротранспорта», а также «Техническая ревизия и надёжность электротранспорта».
- контактная сеть (три пролета), устройство (приспособление) для анкерования контактной сети, анкерные стойки, анкеры с тягами, комплект трансформаторного пункта, продольная воздушная линия электрообеспечения, поездлар которым будут выполнены лабораторные и практические работы поездлар таким дисциплинам, как «Строительство и монтаж устройств электрообеспечения», «Электрообеспечение нетяговых потребителей» и др.
- в целях изучения различных узлов конструкций локомотивов, а также для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Строение и проектирование локомотивов» имеются тележки грузовых и маневровых тепловозов, колесно-моторные блоки тепловозов и электровозов. А также при помощи имеющихся на полигоне устройств могут быть выполнены лабораторные работы по дисциплине «Основы технического обслуживания локомотивов» по определению неисправностей, могущих возникнуть в экипажной части.
- Также здесь имеются тренажер грузового вагона (автосцепка с рамой, тележка с тормозным оборудованием), тренажер пассажирского вагона (1/3 часть вагона, тележка, автосцепка), колесные пары, корпус буксы грузового вагона, автосцепное оборудование в собранном виде, отдельно тележки грузового и пассажирского вагонов для выполнения лабораторных работ по дисциплине «».
- Тренажер пассажирского вагона, а также оборудование для кондиционирования воздуха даёт возможность изучения её конструкции и принципа работы, а также выполнения лабораторных работ по дисциплине «Система охлаждения вагона».
- Имеются стенд для испытания автоматического выпрямителя, стенд для управления тормозами (в собранном виде), двухкамерный резервуар воздухораспределителя № 295, электро воздухораспределитель № 305-000, соединительный рукав Р17, композиционная тормозная колодка, воздухораспределитель № 292, краны машиниста № 394 и №395, триангели, магистральная и основная часть № 295, воздухораспределителя № 483, пульт управления тормозным оборудованием на полигоне для выполнения лабораторных и практических работ по дисциплине «Безопасность движения и тормозные системы», а также изучения основных узлов и деталей тормозного оборудования.
- Студенты могут ознакомиться с различными измерителями, теодолитами и нивелирами разных категорий, электронными тахометрами, процессом подготовки их к работе, проверке и в необходимых случаях способами геодезических измерений, выполняемых в процессе их использования, обретают практические навыки работы с ними по дисциплинам «Инженерная геодезия», «Основы геодезии», а также « Геодезические и маркшейдерские работы при строительстве мостов и тоннелей». Вместе с тем, выполняются работы по расчету результатов геодезических измерений, горизонтальной и высотной схеме (тарх) местности, составлению разреза земель.
- В процессе выполнения лабораторных работ по дисциплинам «Ремонт и обслуживание железнодорожного пути», «Механизация и автоматизация технология дорожных работ», «Железнодорожный путь», «Правила пользования железной дорогой и безопасность движения поездов», «Метрология, стандартизация и контроль качества» студенты изучают основные способы оценки технического состояния конструкции железной дороги. Вместе с тем, внимание обращается на изучение требований основных нормативных документов дорожного хозяйства АО «Ўзбекистон темир йўллари» по обеспечению безопасности движения поездов. Студенты получают практические навыки использования по комплексному измерению технического состояния железнодорожного пути с использованием различных специальных измерительных приборов.
- Изучаются строение и принцип работы стрелочного электропривода, строение и принцип работы маневрового светофора по дисциплинам «Введение в специальность», «Телеуправление стрелками и сигналами», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Автоматика, телемеханика и связь».
На учебном полигоне при исследовании железнодорожных автоматических и телемеханических микроэлектронных установок, создаваемых в научно-исследовательской лаборатории «СЦБ и связи» используются оборудованием, имеющимся на полигоне.
Вместе с тем, учебный полигон служит для целей профессионального ориентирования студентов.