Lokomotivlar va lokomotiv xo'jaligi

Кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство» создана на базе двух кафедр: «Паровозы» и «Ремонтные заводы».

Кафедры «Паровозы» и «Ремонтные заводы» были организованы в 1931г. одновременно с институтом (САЗИИТом). Первым зав. каф. «Паровозы» был к.т.н. А.А. Филиппов, которого в 1934г. заменил известный паровозник В.И. Колосовский. В 1936г. кафедру «Паровозы» возглавил к.т.н., доцент М.Г. Бескровный, который руководил кафедрой до 1966 года.

Первым зав. кафедрой «Ремонтные заводы » был профессор А.Ф. Троицкий (с 1931 по 1949 год), которого сменил доц. Д.Я. Перельман (1949-1972 гг.).

В 1935 г. от кафедры «Паровозы» отделилась кафедра «Теплотехника», которой руководил доц. А.М. Струсевич до 1960 г. За годы работы кафедры её возглавляли: доц. А.М. Суханов (1960-1969 гг.), ст. преп. Л.Ф. Карпухина (1969-1970 гг.), доц. Г.Н. Строков (1970-1977 гг.), доц. П.А. Федотов (1977-1980 гг.), доц. Э.Н. Рыжов (1980-1988 гг.).

В годы второй мировой войны на кафедре «Паровозы» работали видные учёные в области паровозов: проф. Е.Н. Мокрицкий, проф. Н.Н. Струженов, проф. И.М. Золотухин.

В 1957г. кафедра «Паровозы» стала называться «Подвижной состав», а кафедра «Ремонтные заводы» - «Эксплуатация и ремонт локомотивов».

Кафедру «Подвижной состав» возглавляли: с1957 по 1962год. проф. П.К. Крюгер, с 1962 по 1966г. доц. В.Н. Никитин, доц. Г.Н. Строков (1966-1970гг.), с 1970 года кафедрой руководил д.т.н., проф. А.Д. Глущенко, а после его избрания в 1984г. академиком АН УзССР кафедру возглавил доц. В.Н. Киселёв - до 1994г.

Кафедрой «Эксплуатация и ремонт локомотивов» руководили: Н.К. Бабаев (1972-1983гг.), Б.Ш. Ахмедов (1989-1998гг.).

В 1995г. обе кафедры слились в одну под названием «Локомотивы и электрический транспорт» - возглавлял кафедру до 1998 года доц. Б.Ш. Ахмедов.

В 1999г. кафедра стала называться «Локомотивы», которую возглавлял до 2009 года доц. Б.Т. Файзиев.

В 1988 году кафедра «Теплотехника» вошла в состав кафедры «Локомотивы».

С 2009 по 2010 год кафедру «Локомотивы» возглавлял доц. А.Т. Джаникулов.

Среди преподавателей кафедры, много сделавших для её развития, были доценты: Б.И. Вилькевич, Г.И. Марковин, С.Д. Кучук, Д.В. Писцов, А.В. Толкачев, Г.Н. Мухитдинов, Р.Х. Алимбаев, В.А. Арестов, Б.Ш. Ахмедов, К.Т. Турсунов, А.И. Ремпель, В.П. Свиязев, Э.С. Ушаков, Ю.Д. Таджиев, Х.И. Нурходжаев, И.П. Гордеев, Г.Н. Хабиби, Ю.Д. Таджиев, С.А. Арустамян.

В настоящее время большую научно-педагогическую работу на кафедре ведут старейшие преподаватели, доценты Б.Т. Файзиев, О.С. Аблялимов.

Коллектив кафедры много внимания уделяет укреплению материальной базы. Были созданы тепловозная лаборатория, лаборатория по технологии ремонта локомотивов, лаборатория по изучению дисциплин по теплотехнике.

Под руководством проф. Б.И. Вилькевича и доц. Р.Х. Алимбаева были созданы лаборатории электрооборудования и электропередачи тепловозов.

Активное участие в создании лаборатории «Конструкция и динамика тепловозов» принимали доц. Б.Т. Файзиев, ст. преподаватели Абдуллаев Н.С, и Жуленёв Н.В.

Доцентом Арустамяном С.А. созданы лаборатория автоматики и автоматизации производственных процессов, кабинет безопасности движения поездов.

Активное участие в создании лабораторий кафедры принимали заведующие лабораториями, инженеры Г.В.Валиев, В.В. Грицишин, Г.С. Андросова, А.С. Зокиров, Кадыров А.Л.

В 1965 г. при кафедре «Эксплуатация и ремонт локомотивов» была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория по повышению долговечности работы узлов и деталей тепловозов (ОНИЛ), которая ныне называется НИЛ по повышению надежности и технической диагностики локомотивов.

За истекший период руководителями лаборатории были: Н.К.Бабаев, В.Н. Постнов, Х.И. Нурходжаев, А.Н. Ремпель, Г.А. Лукаев, В.А. Арестов, а с 1988 г. - Г.Н. Иванов.

К ветеранам лаборатории можно отнести старших научных сотрудников: Иванова Г.Н., Лукаева Г.А., В.Ю, Гнездилову, М.М. Катанова, Ю.П. Гришанцева, В.Г. Костюченко, Р.И. Шакирова, Л.А. Мильштейна, Я.К. Курбанова, В.И. Романова, В.Ф. Дрынкина, Н.А. Морскую, Н.В. Жуленева; научных сотрудников, М.Л. Файзиходжаеву, Р.А. Калиниченко, Б.Т. Кулахмедова.

За время существования кафедры проводились научные исследования, в основном, по железнодорожной тематике по заданиям Главного Управления локомотивного хозяйства МПС, ВНИИЖТ МПС, Харьковского ПО «Завод им. Малышева», ПО «Электротяжмаш», ПО «Электромашина», СКБТ г. Пензы, Луганского тепловозостроительного завода, Управления Среднеазиатской железной дороги, локомотивных депо Российской Федерации, а в настоящее время - по заданиям ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» и Управления по эксплуатации локомотивов.

Наиболее важными научно-исследовательскими работами являлись работы, выполненные по исследованиям эксплуатационной надежности дизелей 10Д100 и их сборочных единиц, в том числе коленчатых валов и вкладышей 10Д100; цилиндровых втулок и поршней; турбокомпрессоров ТК-34Н; опытных и серийных деталей и узлов топливной аппаратуры; по повышению надежности тяговых электродвигателей тепловозов типа ТЭ10; по разработке средств и методов безразборной технической диагностики тепловозных дизелей; по комплексной механизации и автоматизации экипировочных устройств локомотивов; по повышению экономичности тепловозов 2ТЭ10Л; по разработке дифференцированных норм расхода топлива тепловозами; по исследованию динамики и разработке устройств для диагностирования колесно-моторных блоков; по исследованию динамики и изысканию резервов повышения надежности транспортных и сельскохозяйственных машин; по применению в хозяйствах железнодорожного транспорта природного газа и использованию вторичных энергоресурсов; по улучшению показателей работы дизель-генераторов новых тепловозов и по исследованию энергетических установок с подводом тепла излучением.

Последние годы кафедра совместно с лабораторией проводит научно-исследовательские работы под руководством с.н.с. Г.Н. Иванова  - «Разработка фильтров тонкой очистки топлива и масла»; Г.А. Лукаева – «Внедрение передовых технологий при ремонте локомотивов».

Согласно планам НИР УП «Узжелдорреммаш» и ТашИИТа и программе оздоровления, модернизации и обновления локомотивного парка компании «Узбекистон темир йуллари» на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» проводится научно-исследовательская работа «Разработка и утверждение технологического проекта капитального ремонта тепловоза с продлением срока службы (КРП)». Руководитель проекта к.т.н., доцент Файзиев Б.Т.

Под руководством проф. А.Д. Глушенко на кафедре защитили кандидатские диссертации 28 чел., в том числе В.И. Киселев (ныне д.т.н. проф. МИИТа), Б.Т. Файзиев, М.А. Ибрагимов, сотрудники НИЛ «Динамика и прочность машин»: Юлдашев М.Ф., С.В. Асуатуров, Н.Н. Рахметов, Н.П. Абрамов, В.Г. Сенькин, Х.Х. Гулямов, А.П. Федотов, д.тн. проф. Матчанов Р.Д., д.т.н. Тошболтаев М.Т. и многие другие.

Большую помощь в подготовке квалифицированных кадров преподавателей оказала кафедра «Локомотивы» МИИТа, где защитили кандидатские диссертации: Р.Х. Алимбаев, Э.С. Ушаков, В.П. Свиязев, В.Ф. Бухтеев, В.А. Арестов, К.Т. Турсунов – доценты кафедры.

Работая в лаборатории, защитили кандидатские диссертации: В.Н. Никитин, А.И. Скупченко, Р.Г. Идиятуллин (ныне д.т.н., проф), В.Ф. Вавилов, Х.И. Нурходжаев, А.И. Ремпель, Б.Ш. Ахмедов, Л.А. Мильштейн, Ф.А. Муракаев, В.Н.Жидков, С.С. Аширов.

Весь состав кафедры «Локомотивы» долгие годы состоял целиком из воспитанников электромеханического факультета института. При этом более 90% преподавательского состава имели ученую степень кандидата технических наук и ученое звание доцента.

Коллективом кафедры за время её существования получено около 300 авторских свидетельств на изобретения, опубликовано большое количество статей и методических пособий.

На кафедре подготовлена первая по специальности книга «Эксплуатация тепловозов и тепловозное хозяйство» (авторы Г.С. Рылеев, П.К. Крюгер, В.Н. Казаков, Б.И. Вилькевич; М: Транспорт, 1951.; Будапешт, 1954; Лейпциг, 1956г.). Затем тем же авторским коллективом при участии проф. М.Н. Беленького было издано учебное пособие для вузов «Тепловозное хозяйство» (М: Транспорт, 1963, 1972, 1980гг.).

Доц. Б.И. Вилькевичем написаны книги «Электрическая схема тепловоза ТЭ3», «Справочник по электрооборудованию тепловозов» (соавтор доц. К.Т. Турсунов, Ташкент: Мехнат, 1994г.).

Доц. А.Д. Беленький является соавтором учебного пособия «Комплексная механизация и автоматизация подвижного состава» (соавторы Д.Я. Перельман и др. М: Транспорт.1969, 1977гг.) и автором книги «Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом», Ташкент, 1993г.

Авторским коллективом (А.Д. Беленький, Г.Н. Иванов, А.И. Ремпель) была написана книга «Экономия моторных масел на тепловозах» (Библиотека машина локомотива. М.: Транспорт, 1984г. – 88с.).

За последние годы большую работу по написанию учебных и методических пособий ведут доценты: Р.Х. Алимбаев, В.А. Арестов, Б.Т. Файзиев, С.А. Арустамян, Ю.Д. Таджиев. К ним относятся:

А.В. Грищенко, Ш.С. Файзибаев, Б.Т. Файзиев, «Локомотивларнинг электр аппаратлари», Тошкент 2008г; Учебное пособие Б.Т. Файзиева «Локомотивларнинг тамирлаш технологияси» (соавтор А.Т. Игамбердыев, Ташкент 2007г.); Рыжов Э.Н., Таджиев Ю.Д. «Теплотехника», Ташкент 2004г; Алимбаев Р.Х. «Расчёт тяги поездов», Ташкент 2005г; Т. Кодиршоев, Б.Т. Файзиев, Т Абдусаттаров. «Илмий тадкикот асослари» Ташкент 2005г; Т. Абдусаттаров, Б.Т.Файзиев, Я.К. Курбанов. «Методология преподавания специальных дисциплин» на узбекском языке, Ташкент 2006г.

В настоящее время кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство» имеет филиал на УП «Узжелдорреммаш», где преподаватели кафедры проводят занятия по повышению квалификации работников завода, и проводят практические и лабораторные работы с бакалаврами и магистрами института.

Преподаватели кафедры ведут большую работу через свои филиалы в ТТЖТ, железнодорожном колледже и академическом лицее института по повышению квалификации преподавателей и методологической помощи.