Свою деятельность кафедра начала в 1961 году под названием «Автоматика телемеханика и связь». Первым заведующим кафедрой был бывший главный инженер Казанской железной дороги А.А. Плотников, на плечи которого легла тяжелая задача организации учебного процесса, лабораторной базы по обучению и выпуску инженеров по специальности инженер – электрик путей сообщения для средне-азиатской железной дороги.
В последующие годы кафедру возглавляли такие специалисты, как А.В. Гудков, старший преподаватель А.В.Мейстрик, доценты В.Е.Короткевич, Ф.А.Назаров, Г.Р.Рахметов, В.Г.Строков, Ш.Р.Хорунов, профессор Н.Х. Базаров, которые приложили немало усилий для укрепления материально-технического оснащения кафедры. Многие выпускники кафедры и её преподаватели за свой самоотверженный труд, были отмечены государственными наградами, стали обладателями звания «Почетный железнодорожник». Существенный вклад в развитие лабораторной базы вложили доценты Назаров Ф.А., Строков В.Г., Рахметов Г.Р., Полевой Ю.И., Алиев М.М., Хорунов Ш.Р. и др. Лабораторная база кафедры поделена на несколько циклов, которыми руководят ведущие преподаватели кафедры. Дисциплины кафедры непосредственно связаны с системами железнодорожной автоматики и телемеханики, отвечающими за безопасное движение поездов на перегонах и станциях. Основными дисциплинами кафедры являются «Телеуправление стрелками и сигналами», «Телемеханические системы управления» руководитель Строков В.Г., «Системы управления движением поездов на перегонах» руководитель старший преподаватель Мамедова З.И., «Специальные измерения на ж.-д. транспорте» руководитель Хорунов Ш.Р.
Современное развитие кафедры, основано на подготовке специалистов бакалавриата, согласно «Образовательного стандарта РУз.», по направлению «Автоматизация и управление (железнодорожный транспорт)», а также начиная с 2000 года магистратуры по специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Объектом профессиональной деятельности выпускника нашей кафедры является производство, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт устройств и систем автоматики и телемеханики станций, перегонов железнодорожного, промышленного транспорта и метрополитена.
Усвоение студентами учебной программы, овладение современной техникой железнодорожной автоматики и телемеханики, развитие навыков будущей практической работы на производстве невозможно без современной, продуманной и специально подготовленной лабораторной базы. Кафедра имеет специализированные лаборатории по дисциплинам «Телеуправление стрелками и сигналами», «Системы управления движением на перегонах», «Специальные измерения», «Теория автоматического управления и элементы автоматики» и «Микропроцессорные системы и устройства ж.-д. транспорта». В развитии учебной лабораторной базы и оснащении учебного полигона посильную помощь оказал Центр сигнализации и связи АО «Ўзбекистон темир йўллари». Современный уровень развития науки и техники характеризуется широким внедрением во все сферы компьютерной техники. Кафедра «Автоматики и телемеханики на ж.-д. транспорте» ТашИИТа не является исключением. В настоящее время учебный процесс в высшем учебном заведении должен отвечать современным требованиям. В связи с чем наметилось несколько направлений применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе. Основным направлением является разработка электронных пособий, тестовых вопросов, презентаций и HTML версий конспектов лекций. Вторым направлением является разработка комплекса программного обеспечения виртуальных лабораторных работ дисциплин кафедры. Третье направление это создание веб-страниц учебно-методического комплекса дисциплин кафедры. Основными научными направлениями деятельности кафедры являются исследование вопросов, основанных на фундаментальном принципе построения схем железнодорожной автоматики, т.е. наиболее вероятные повреждения в схеме должны приводить к наименее опасным последствиям. На кафедре ведутся активные работы по внедрению микропроцессорных технологий в устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, разработке комплекса устройств контроля состояния, объектов СЦБ, исследованию рельсовых цепей, обеспечению надежности микроэлектронных устройств, изучению вопросов построения систем интервального регулирования на участках скоростного и высокоскоростного движения поездов.
На кафедре осуществляются разнообразные формы международного сотрудничества, а именно с транспортными вузами стран СНГ, зарубежными фирмами производителями устройств и систем железнодорожной автоматики. В ведущих транспортных академиях России в аспирантуре повышают свой научный уровень молодые преподаватели кафедры. Следует отметить тесное сотрудничество кафедры с немецкой фирмой SIEMENS, сотрудники которой являются частыми гостями кафедры. Представители этой фирмы не раз проводили открытые лекции, как для преподавателей, так и для студентов. Бесценным подарком является переданный этой фирмой институту учебник «Автоматика и телемеханика на железных дорогах мира», который пользуется успехом у наших студентов.
Коллектив кафедры уверенно смотрит вперед, в завтрашний день. И основой этой уверенности является молодое пополнение кафедры, ведь каждый год окончания магистратуры и защиты магистерских диссертаций сулит нам все новых и новых талантливых и одаренных молодых специалистов.
Преподаватели кафедры